ТиКа (ja_tika) wrote,
ТиКа
ja_tika

Водный марафон "Налибоки 2014" (отчёт). Как жаль, что я туда не попала...

Оригинал взят у walking_bot в Водный марафон "Налибоки 2014" (отчёт)
Обычно я на этот марафон езжу на велосипеде. Но в этом году ситуацию изменила ОНА - байдарка. Судно должно ходить. Велосипед уже, где-то,  малость приелся. А тут мероприятие: себя показать да на других посмотреть.
Решение участвовать на воде было принято ещё в январе и я начал последовательно к нему готовиться. Были куплены спасательные жилеты (требование организаторов). С тренировками не заладилось. Прошли с женой всего один ПВД в 2 ходовых дня по Ипути. Работа и хозяйство не оставили времени на какие-либо дополнительные тренировки.
Информацию о марафоне можно посмотреть здесь: http://promwadtour.com/?action=view&id=64&md=events Немного расскажу о водном марафоне.

Как можно увидеть на карте, старт находится в деревне Литвяны Узденского района, а финиш на турбазе "Высокий берег" в Столбцовском районе. Маршрут, длинною около 90км, пролегает по рекам Усса и Нёман. Ночёвка на КП "Опилки". Я не рассчитывал, что  нам удастся проскочить всю дистанцию за один ходовой день (не та лодка, не те силы). Поэтому, лишний груз в виде бивачного снаряжения и продуктов нам не оставлял надежд на подиум. Я рассчитывал на бодрый поход с элементами кросса. Что, собственно и вышло.

Сборы

Финишная неделя перед марафоном. Всё продумано. Договорено с транспортом. Гром грянул неожиданно: пропал матрос. Молодой парнишка из бывших воспитанников тур-секции моего друга охотно согласился составить мне компанию ещё в январе. Далее, он неоднократно подтверждал своё намерение участвовать: в пятницу он был, в понедельник уже не отвечал на звонки. Впоследствии оказалось, что он поехал в командировку, телефон заблокирован (кончились деньги), кругом глухая тайга ни интернета ни телеграфа. Это его личное дело, но всё-таки он меня подвёл. В пятницу ехать, а во вторник у меня нет матроса. Обзвон друзей-водников результата не дал: все чем-то заняты, поехать не могут. В отчаянии позвонил знакомой с лишним весом. Она была в восторге от предложения, но её не опускали с работы и она предложила вариант, который сработал. Она сказала: "Попробуй позвони Славе, он профи". Слава (в прошлом мастер спорта по гребле на каноэ, а ныне директор школы) тоже испытал восторг и заверил меня, что только смерть помешает ему рвануть на встречу приключениям.
В день отбытия вся снаряга (лодка, спасики, вёсла, рюкзак бивачным хламом и продовольствием) была затащена в магазин Байк-сервис. Его хозяин сам ехал на марафон, только как велосипедист, и любезно согласился нас взять с собой. Его мерс-спринтер легко проглотил всё, что мы ему предложили: 4 велосипеда, лодку и вёсла, двоих туристов-водников и троих молодых велогонов. После чего, осталось места достаточно чтобы погрузить небольшого слона :)

Дорога и прибытие

Ехали весело, употребляя богатые канцерогенами безалкогольные напитки и рафинированные углеводы в виде конфет и мороженого. Юра (хозяин магазина и буса) за рулём всё время что-то ел: мороженое, попкорн, орешки, конфеты, печенье. Мы его всем этим исправно снабжали. По его версии, процесс жевания и вкусовые впечатления отвлекают от монотонности  дороги.
Слава развлекал парней байками из своего героического каноистского прошлого, молодёжь делилась впечатлениями о своей насущной спортивной жизни. Отдельно смаковалась длина марафонской дистанции: 200км. Для тренированных молодых гонщиков она как раз подходила для того чтобы, по их словам, "убиться в говно".  Что при этом ощущают велосипедисты-любители как-то и думать не хочется. 200км - это и по асфальту непросто, а тут дороги без покрытия. В прошлые марафоны я, благоразумно, ездил половинные дистанции, и то на финише ощущал себя как загнанная лошадь.
Приехали в Литвяны поздно. Было уже темно. Выгрузились. Парни поехали на "Высокий берег" - основной базовый лагерь. Поставили палатку, поужинали, попили чаю и пошли спать. Стапель отложили на утро.

День первый

Проснулись рано: часов в 5-6. Завтрак, сборы, стапель. Всё как обычно. Итог на фото:



Часам к 8ми (как и было сказано в положении марафона) объявились организаторы. Раздали чипы, провели стартовую жеребьёвку (как позже оказалось ненужную совершенно). Среди нежащихся в утренней росе тритоновских "Вуокс", "Свирей", "Варзуг", раритетных "Тайменей" и прочих "Касаток" обнаружил такую же лодку как у меня: Neris 2alu. Её экипаж (Паша и Витя) оказались очень приятными людьми.



Отдельно выскажусь относительно плавсостава. Тритоновскую и салютовскую продукцию я уже упоминал. Утром появились пластиковые байдарки. Они были взяты на прокат в какой-то турфирме из Баранович. По слухам аренда этой посуды обошлась их экипажам в 100$ за сутки. Это - лодки того же класса, что и вышеупомянутые, только сделаны из пластика и транспортируются только автотранспортом, хотя и значительно легче каркасных. Ходовые качества пластиковых лодок значительно лучше чем у каркасных и кркасно-надувных в силу более высокой жёсткости и плавности обводов. В остальном - это обычные туристские суда 5х0,8 метров. И в концепцию марафона вполне вписываются. Была, также, семейная пара на каноэ, изготовленном своими руками:


Красивая вещь. Хозяин предлагал купить её. Хотел всего 800$. Если бы я жил вблизи реки или озера, обязательно бы купил. Но чего нет, того нет (это я про реку, деньги бы нашёл :) ), только повосхищался.
Когнитивный диссонанс я испытал от другого: за 15мин до старта с дороги к воде съехала такси со спортивной байдаркой на крыше. Из машины вышли двое товарищей не самой хилой комплекции и быстренько поинтересовались: "где тут регистрация?" Я поинтересовался у судьи, допустят ли они эту лодку. Судья сказал, что это любительский марафон - никаких правил обмера и регламентов тут нет, и спортивная байдарка будет допущена. Если до этого иллюзий у меня не было, но хоть какую-то интригу я ощущал, то тут мне стало вообще не интересно: угадать кто возглавит подиум не смог бы только даун :)
Была ещё одна уникальная посудина: надувнушка "Хатанга-2":

Героические ребята. На этом корыте они прошли 55км. На второй кусок в 33км их не хватило - снялись. Как я их понимаю. Им нужно было медаль дать уже только за то, что они сделали полтиник на рыскающей тупящей по-чёрному лодке.
Были 2 одиночки. По правилам, они должны были держаться вместе. Проходить КП и финишировать парой. Надо будет себе что-то подобное прикупить.



Долго сказка сказывается, да дело быстро делается: время старта неумолимо надвигалось. Народ вышел на воду:



На форуме полгода мусолили как организовать старт водного марафона, чтоб не было толкотни. Получилось как всегда: все ринулись сломя голову. Со всеми вытекающими:

Нос моей лодки торчит из-за левого края кадра.


Массовый старт на воде - бессмысленный и беспощадный :) Пытаемся избежать столкновения.


Река превратилась в стиральную машину 30 лодок пытались втиснуться в узкую речку, русло которой не везде проходимо даже для судов не требующих 7ми футов под килем. Поле для манёвра было сильно ограничено и мы сели на мель. Нос проскочил, а корма застряла. Слава выскочил из лодки. Помог Паше оказавшемуся в такой же ситуации: его матрос Витя долго соображал как выйти из ситуации. Сдёрнул меня и лихо впрыгнул в лодку. Лихо, да не очень: его зад угодил на банку с солидным смещением на левый борт. Я этого не ожидал и не сумел скомпенсировать - лодка опрокинулась. Было не глубоко. Я, выпав из лодки, лёг спиной на дно. Но воды мы набрали. Проходившие мимо соперники поздравили нас с победой в номинации "первый оверкиль", а мы пошли к берегу сливать воду. На разгрузку, слив воды, загрузку и поиски дрейфующего вниз по течению фотоаппарата (не привязали) ушло минут 15.
Далее гонка превратилась в кросс-поход. Нужно было подыматься с последней позиции. Ставку сделали на движение с постоянной скоростью: идти ровно, и, по возможности, мощно. Хатангу догнали быстро, потом девочек каких-то. Лодка неприятно удивила первый раз когда мы зацепились за мужика с бабой на Таймене с ПВХ-шкурой и обогнали их с большим трудом. Они особо не напрягались: макали вёсла в воду, пропускали гребки. А у нас вдоль бортов вода кипела. Обгоняя их поняли в чём дело - таймень имел меньшую осадку. Их нос выглядывал из воды на 15-20см (по длине). А наша лодка сидела довольно глубоко. Во мне 90кг при росте 188см, а Слава тянет на 95 кг, хотя и ниже ростом. За годы завязки со спортом успел накопить запасы :) Я не хвастаюсь. Мой идеал (тело напоминающее раму моего велосипеда) пока ещё далёк от меня. Лодку я загрузил так, чтобы она сидела с лёгким дифферентом на корму.
Потихоньку, нагоняя время, мы прошли КП "Семёновичи". КП представлял из себя девочку-волонтёра стоящую по пояс в воде у опоры моста. Мы подошли к ней. Она нас поймала за нос, я протянул ей руку с чипом, пристёгнутым к ремешку часов. Она его отметила на станции, которую держала в руках. И мы пошли дальше. Смысл этого КП я не понял. Велосипедистам и бегунам частые КП нужны. Дорог в лесах и полях хватает. Срезать можно. Да и подкормиться на КП можно. Как можно срезать нам? Река - наша дорога, других дорог нет. Еды у девочки тоже не оказалось.
Долго ли, коротко, но дошли мы до перекрёстка. Влево уходил рукотворный канал. Но мы его проигнорировали. Решив, что нужно идти туда куда течёт вода. И тут началось завалы. Худо-бедно мы просочились через все, кроме последнего. По очереди повисая на ветках лежащих поперёк реки деревьев, подминая под себя руками брёвна: всё прошли, кроме последнего. Те кто шёл впереди нас и  налегке, завалы обносили. Это было видно по тропинкам не берегах. Они не думали как пролезть сквозь завал - лодку на плечо и вперёд по берегу.
Последний завал, точнее серию завалов. Разгрузка, 2 ходки (вещи + лодка) 150м туда-обратно. Усса слилась с Лошей и Нёманцем, начался Нёман. И вот мост и под ним КП "Песочное". Отметили чип съели по яблочку и по полбананчика (жадные орги могли бы и пощедрее быть),  Печенья, зато, набрали полные карманы. Пошли дальше. Парни на "Свири", что шли с нами от последнего завала, пробили дно и остались клеить его на Песочном. Фотографировать не было сил вот пейзажик из официального фотоотчёта, разбавить текст:


20км до КП "Опилки" прошли почти незаметно. Заметна была только усталость и гул в спине. Дорогу "скрасило" ещё одно разочарование. Где-то посреди перегона мы снова догнали пару на таймене, ту самую, что с трудом обогнали в начале. И они снова чуть шевелились. Как оказалось, они прошли через канал. Там завалов не было. Мы их снова обогнали и они долго маячили сзади. За пару километров до Опилок они подналегли и нас обогнали снова. Мы не стали упираться, сил уже почти не было.

КП "Опилки"

Этот КП - общий. На нём помимо водников переводили дух перед финишным рывком велосипедисты, мультики и бегуны. Встретил Юру и Максима (они завершали свой 200-киломтровый марафон). Железные люди - результат 8ч 25мин.



Обещанный оргами ужин был очень странен. Девушка-волонтёр ведро за ведром варила борщ из консервов, а её напарник жарил драники (тёртая картошка была заготовлена заранее и упакована в 3-литровые банки). Очень странный выбор для походного меню. Масло на сковороде горело, драники выходили порядком обугленными. Борщ выедался моментом, за драниками была очередь. Геморрой полный. Можно было сварить котёл каши с тушёнкой и не париться. Добытые с боем полкружки борща и 2 чёрных драника я употребил незаметно для организма. Из походных запасов были извлечены сало, тушёнка, хлеб и закарпатский коньяк "Бучач" и мы пошли развивать начатое утром знакомство с Пашей и Витей. Заметил интересную вещь - вечер всегда удаётся, когда с утра надо рано вставать :) Душевное времяпровождение пришлось  прервать волевым усилием незадолго до полуночи. Подъём был намечен на 4:00. В 5ч старт. Стартовать желательно было пораньше чтоб идти по утренней прохладе. Да и нужно было до 12:00 успеть добраться до БЛ.

День второй. Финиш

Проснулись как и намечалось в 4:00. Кое-как встали. Кое-как - это про меня. Слава ушёл спать на пару часов раньше, поэтому имел вид более бодрый. Меня, буквально, качало от недосыпа. Спасибо Славе, пока я ходил пастись к оргам насчёт завтрака (готовить не было ни времени, ни желания) он за это время собрал палатку и начал паковаться. Вышли на старт в 5:45. Пейзажик на эту тему:



Как ни странно, но процесс пошёл вполне бодро. Усталость ушла на второй план. И складывалось впечатление, что удастся нагнать потерянное накануне.
КП "Свериново" чуть не прозевали. Этот КП без волонтёров. В 50ти метрах от берега на опоре ЛЭП висела станция-регистратор. Когда мы проходили мимо стоящих у воды домов, у меня мелькнула мысль, что наверное это КП. И точно возле берега мы увидали лодку:



Эти бедолаги на пластиковой прокатной байдарке чуть ползли. Они вышли раньше нас, мы их догнали и оставили за кормой, хотя мы были одной из самых медленных лодок.  На таком судне я бы многих сделал. На финише я с ними пообщался. Оказалось, что они до этого ни разу не ходили на байдарке, опыта никакого. После Свериново ещё они умудрились кильнуться. Забавные ребята, в общем.
Дошли до финиша. То что финиш рядом я понял по навигатору и лицам встречающих нас гомельских велосипедистов. Создалось впечатление, что орги потеряли последние остатки интереса к нам. Покинув лодку я, на одервеневших от долгого сидения ногах, побежал в стартовый городок на компостер.


Отметил чип, получил чек с графиком движения и сувениры на память. Магнитик дали только 1 (отдал Славе), наклейку с лосем приклеил к деке своей лодки. Награды выглядели вот так:



Юра напряг пионеров и мы в один приём отнесли всю снарягу к машине. Чуть позже, на пляже встретили Пашу. Они финиш не искали. Вышли на пляже, дорогу в стартовый городок им подсказали купающиеся. Был допит оставшийся с вечера коньяк. Обменялись телефонами. В после полудня все пошли на награждение, а я остался паковать хлам. Слава в лотерею по стартовому номеру умудрился выиграть складную туристскую вилку. Отдал мне - в обмен на магнитик :)
Обратную дорогу описывать особо не буду: Юрка снова ел всё подряд, пионеры раздавили пару бутылок вина, а мы со Славой 2-литровку "1715". Возвращение домой, для меня, это самый печальный момент. Все приключения уже в прошлом, и ты едешь на встречу повседневной размереной жизни опутанной паутиной обязательств и долгов.  Но некоторый оптимизм во мне всё же присутствовал: 30.05.14 меня  в Чернигове ждала гонка Specialized Velo Race.

Наши достижения

Общее время прохождения: 12:23:10. У ребят на спортивной байдарке: 08:21:47 (для сравнения). Средняя скорость: 1ый день - 6,6км/ч, 2ой день - 8,2км/ч. В итоге мы заняли 23 место из 31.

Резюме

По марафону. Дорогие организаторы, толкотни на старте можно было избежать если бы Вы выпускали экипажи на воду по жребию, регистрируя каждый в момент старта. Цикнул чипом в компостер - время пошло. Всего, ведь, 30 лодок. за 15 минут всех можно выпустить.
Введите правила обмера. Как на парусных регатах. У каждой лодки должен быть свой гоночный коэффициент: каркасник - 1, спортивная байдарка - 1,5. Будь я, даже, чемпионом мира, я не угонюсь за лодкой, которая в 2 раза уже моей. И не пеняйте на то, что у велосипедистов нет деления на классы рам - на более-менее приличном велосипеде всё зависит только от подготовки велосипедиста.
О лодке. Neris 2alu - очень хорошая лодка, но только для походов. Вместительность отличная. При загрузке на 2-недельный поход в неё войдёт всё. А к "Свири" придётся что-то и снаружи, поверх деки привязывать. Хочу также поднять тему об упорах для ног. Я думаю, что их
стоит разработать и опционально комплектовать лодки. Это увеличит эффективность гребли. Когда идёшь расслаблено упор вроде и не нужен, но когда начинаешь работать возникает ощущения сползания с банки. Приходится раскорячиватся внутри лодки, а это не совсем удобно.
На этом всё. Спасибо всем, кто дочитал до конца. Будут новые походы - будут новые отчёты.

Tags: Беларусь, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments